Во-первых, знакомство с основными параметрами, которые можно использовать при описании предметов. Это сравнительные характеристики предметов относительно друг друга по высоте, длине, ширине, тяжести.
Маленький ребенок оперирует лишь двумя понятиями "большой" и "маленький". Остальные параметры ему понятны, но практически не используются в детской речи. Начните с одной характеристики, например, с высоты. Заведите себе "игру-сравнение". На прогулке обратите внимание ребенка на высокое дерево, затем на низкое дерево или куст. Продолжайте эту игру, постепенно предлагая малышу самому находить объекты с противоположными свойствами. Позвольте ребенку глубоко прожить изучаемое понятие. Не торопитесь обсуждать все параметры, прочувствуйте сначала "высоту".
Во-вторых, помогите ребенку научиться сравнивать два предмета друг с другом - "Дерево выше, чем куст. Куст выше, чем цветок." Побуждайте малыша проговаривать полную фразу, даже если в начале у него получается сказать лишь по одному слову. Не торопитесь вводить сразу противоположные понятия. Сначала научитесь сравнивать со словом "выше", и лишь спустя несколько дней переходите к понятию "ниже". Такое глубокое погружение в каждую сравнительную характеристику позволит ребенку начать использовать эти понятия в своей речи.
В-третьих, начните играть с ребенком в игру "Расставь по высоте" или "По росту становись!". Помните, что расставляем по высоте от самого низкого предмета до самого высокого. В качестве объектов сравнения стоит выбирать однотипные предметы, например, чашка, кружка и высокий стакан, т.е. из одной группы. А вот по росту строят только людей, и их выстаивают от самого высокого до самого низкого. В такой игре можно задействовать кукол и солдатиков.
Подобные упражнения развивают воображение, наблюдательность и самостоятельность мышления, обогащают словарный запас и формируют грамотную речь.
Мария Эдельнард