Человеку необходимы навыки и того, и другого вида мышления. Прекрасно, когда вы видите несколько вариантов возможного разрешения сложившейся ситуации. Хорошо бы уметь из этого множества выбрать способ, который в сложившихся условиях будет самым эффективным и гармоничным. Этому можно и нужно учиться, в том числе с помощью ТРИЗа.
Сегодня хочу предложить вашему вниманию еще одну развивающую игрушку, которая поможет вашему ребенку выйти за рамки линейного мышления.
Игра "Геометрическая мозаика"
Скорее всего у вашего ребенка уже есть разноцветный набор геометрических фигур. Они могут быть сделаны из самых разнообразных материалов - деревянные, пластмассовые, бумажные, тканевые и т.д. Чем старше ребенок, тем мельче могут быть элементы игры, и тем больше их количество. Как и к большинству развивающих игр, к набору фигур прикладывается инструкция с готовыми картинками для сборки.
Игра 1 "Развиваем линейное (конвергентное) мышление"
Многие наборы геометрической мозаики снабжены картинками в натуральную величину. Этот вариант подходит для самых маленьких детей. Они делают свои первые шаги в знакомстве с геометрическими фигурами, и для закрепления названий можно использовать подобную игрушку. Ребенку предлагается наложить нужную фигуру прямо на картинку. После нескольких тренировок можно предложить ребенку собрать картинку отдельно, глядя на изображение.
Для детей постарше сборники картинок могут быть сразу небольшого размера. Из фигур выкладывается понравившееся изображение. Игра развивает у ребенка пространственное восприятие и тренирует умение точно выбирать нужную фигуру из множества других. По форме, цвету, размеру.
Игра 2 "Развиваем творческое (дивергентное) мышление"
Рекомендую не задерживаться долго на предыдущем варианте игры. Чтобы у ребенка не успело сформироваться устойчивое желание всегда иметь перед собой готовый шаблон. Лучший вариант - быстро "потерять" прилагаемые к набору картинки. При этом родителю придется самому принять участие в новой креативной игре. Вы готовы?
Чтобы собрать картинку без её изображения нужно начать рассуждать. Выбираем для начала объект, части которого легко выложить из фигур. Например, человек, вернее, девочка или мальчик. Чтобы собирать не абстрактно, а конкретно. Итак рассуждаем вслух: у мальчика есть туловище - лучше всего подойдет прямоугольник или квадрат. Еще есть голова на плечах - круг или овал. Ноги мальчика в штанишках похожи на длинные узкие прямоугольники, может быть понадобится даже два прямоугольника для каждой ноги. На ногах ботинки - еще два маленьких прямоугольника или квадрата. Да, есть еще и руки, их тоже можно выложить узкими прямоугольниками.
Таким образом, вы можете обсудить между делом, из каких основных частей состоит предмет, для чего эти части нужны. Может быть для мелких деталей вам понадобятся подручные материалы, которых нет в наборе фигур. И вы начнете искать ресурсы вокруг. Глазки человечку сделаете из бусинок или пайеток, волосы - из ниток или из спичек. Чем старше ваш ребенок, тем больше мелких деталей он сможет использовать, и тем больше ресурсов сможет задействовать.
Сначала ваше присутствие и ваши рассуждения ребенку необходимы, чтобы дать старт его самостоятельному творчеству. Постепенно ваши комментарии будут делиться - вы начинает фразу, ребенок заканчивает или сразу выбирает нужную фигуру. Если вам показалась, что выбранная малышом фигура не очень подходит, не торопитесь его остановить или исправить. Явное несоответствие лучше видно на готовом изображении. Помогите ребенку оценить собранную картинку в сравнении с настоящим предметом. Похоже? Красиво? Необычно? А что именно необычно?
Если у человечка оказались круглые руки, не исправляйте. Подумайте вместе с ребенком, когда руки могут и в самом деле оказаться почти круглыми. Вариантов возможно несколько. Например, когда руки на поясе или ладони заложены за головой, когда расчесываем волосы или держим под мышкой мяч и т.д.
Помогите своему ребенку научиться мыслить объемно, собирая из геометрической мозаики плоские картинки. Позвольте развивающемуся воображению ребенка стать творческим, а мышлению стать гибким.
Радости вам и удовольствия в ваших совместных занятиях с ребенком!
Мария Эдельнард