Комплекс физических упражнений для самых маленьких и постарше

Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми.
Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых - всё это та благодатная почва,
на которой произрастает здоровье не только телесное, но и душевное.
Основы здоровья и гармоничного развития закладываются в раннем детстве, когда ребёнок активно растёт, когда совершенствуются все системы его организма, формируются основные двигательные навыки: ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость, трудолюбие, выносливость и самостоятельность.
Часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему-то второстепенному, что происходит само по себе.
В результате, многие дети 4-5 лет плохо бегают, неправильно ходят, не могут залезть на лесенку, не умеют ловить и бросать мяч, прыгать через скакалку, совершать длительные пешие прогулки и прочее.
А ведь именно в этом возрасте ребёнок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков. Радуется движению!
Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, к сожалению, подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай).
Взрослые постоянно заняты на работе, устройством быта, уходом за ребенком. И даже совместный отдых проходит у взрослых в желании посидеть, полежать, утихомирить активного ребенка с помощью просмотра мультфильмов, компьютерных игр. Часто воспитание детей передают старшему поколению, которому еще больше хочется посидеть и полежать. «Посиди спокойно, хватит бегать, у меня уже голова от тебя болит».
Дети обладают эмпатией – считыванием состояния другого человека. В моей практике был такой случай, когда после длительного общения с хромым дедушкой, внук стал жаловаться на якобы больную ногу, но в результате оказалось, что причин для беспокойства нет. Просто он играл больного.
Самыми лучшими учителями для ребенка являются его родители. Родители могут учить своего малыша абсолютно всему, что знают и умеют сами.
Ежедневные физические упражнения помогают ребенку сделать его тело умным, гибким, выносливым. Разумные физические нагрузки укрепят мышцы и связки.
Ребенок по своей природе активный – легкий, здоровый, энергичный, любопытный, открытый. Поэтому предлагаем комплекс упражнений, которые нужно осваивать и совершенствовать на протяжении первых шести лет жизни ребенка.
Все упражнения делать с ребенком. Обязательно!
- Перекатывание. На мягком диване или мате, кладем ребенка на спину и помогаем ему перекатиться, как «брёвнышко» несколько раз. Сначала через один бок, затем через другой.
- Кувырки вперед. Положение тела – домиком, ноги на полу, руки упираются в край мата, голова упирается теменем в мягкий мат. На этапе обучения придерживаем ребенка - одной рукой под живот, другой рукой фиксируем в области затылка, перекатываем тело вперед.
- Подползание под препятствием. Можно использовать дуги, скакалку, палочку, стулья и др.
Это упражнение воспитывает целеустремленность.
У ребенка должна быть цель – игрушка, мячик с одной стороны. Направляем ребенка для достижения им поставленной цели. Ребенок ползком на животе или на четвереньках подползает сначала под одним стулом. Затем увеличиваем количество стульев , тем самым протяженность препятствия удлиняется.
- Ползание между предметами. Воспитывает в ребенке умение ориентироваться на местности.
- Ходьба на различной высоте. Начинаем с доски, которая лежит на полу и помогаем ребенку, держа его за руку, перейти по «мостику»,
После нескольких совместных переходов, ребенок уже самостоятельно двигается по «мостику».
Затем поднимаем мостик на небольшую высоту ( потом и повыше), и также сначала помогаем ребенку перейти , держа его за ручку, а затем и самостоятельно предлагаем переходить через «мостик».
- Подъем (по шведской стенке, веревочной лестнице). Сначала учим ребенка забираться на шведскую стенку с нашей помощью. На верхней перекладине укрепляем яркий мяч (цель). Держим ребенка сзади, создавая опору рукой под ягодицы. Помогаем переставлять руки и ноги последовательно, чтобы ребенок поднимался вверх к своей цели. Ребенок должен научиться сам переставлять руки и ноги, без участия взрослых.
Страховать ребенка необходимо, пока вы не будете уверены, что он сможет самостоятельно забираться вверх и спускаться вниз.
- Спрыгивание вниз (готовит ребенка к умению прыгать на двух ногах). Берем маленький стульчик, ставим у края мата. Сначала показываем ребенку, как это делает взрослый (несколько раз). Затем ребенок забирается на стул, держим его за руки, помогаем присесть и сделать движение-прыжок вперед. Как только, многократно повторив это упражнение, увидим, что ребенок готов сам спрыгивать, садимся на мат перед ребенком, держим его за руки, он отталкивается и прыгает сначала ко взрослому в руки, а через некоторое время практики и самостоятельно на мягкий мат.
- Прыжки в длину и в высоту. Сначала ребенок должен научится перепрыгивать через препятствие, лежащее на полу. Это может быть, например скакалка.
Перепрыгиваем вместе через лежащую на полу скакалку. Затем скакалку поднимаем на небольшую высоту и тоже сначала вместе с ребенком, а затем и самостоятельно ребенок перепрыгивает , отталкиваясь двумя ногами.
На полу можно разложить , например разноцветные листочки бумаги – допрыгиваем до каждого из них. Можно усложнять, используя перепрыгивание через небольшие препятствия (например кубики) и допрыгивания до островков-листочков.
- Кувырки назад. Ребенок, лежа на спине, поднимает ноги и забрасывает их за голову, резко отталкиваясь ягодицами от пола, переворачивается и задача приземлится по ступни ног.
- Прыжки через скакалку. Начинать нужно с того, чтобы ребенок научился перепрыгивать через скакалку, лежащую на полу, затем скакалку растянутую и подвешенную на расстоянии от пола. Затем Родители растянули скакалку и двигают ею делают «волны», а затем «колыбель».
Учим ребенка перепрыгивать через сложенную вдвое скакалку. Взрослый вращает скакалку вокруг себя, прижимая ее к полу. Ребенок учится перепрыгивать через движущуюся скакалку.
- Подпрыгивание на одной ноге. Ребенок сгибает ногу и прижимая ее рукой к ягодице с помощью взрослого пытается оттолкнуться свободной ногой на месте, затем в поступательном движении вперед.
- Ходьба на руках с помощью взрослых. Взрослый переворачивает ребенка вниз головой, опора на ладошки. Взрослый держит ребенка за корпус, после небольшой тренировки за ноги. Переставляя руки ребенок «идет» вперед на руках.
- Приседания. Учимся приседать сначала вместе. Взрослый с ребенком держатся за руки и одновременно приседают вниз. После нескольких совместных приседаний, ребенок поймет, как ему это делать самостоятельно.
- Дельфинчик. (укрепляет мышцы спины) Ребенок ложится на живот, ручки держат ножки за лодыжки, ножки согнуты вверх «тянутся к голове», прогиб в спине. Покачивания на животе – вперед-назад.
- Передвижение на корточках.
- Ходьба обычная, спиной вперёд, боком.
- Хождение по камням, расположенным на небольшом расстоянии друг от друга.
- Бег с препятствиями - перепрыгивая и подлезая под препятствия, расположенные на разной высоте от земли.
- Передвижение по лестнице с помощью перехвата рук (обычное, спиной вперед, боком и с поворотом).
- Прыжки на батуте двумя ногами и на одной ноге.
- Зарядка и наклоны с касанием руками ступней.
- Длинные пешие прогулки.
Желаем здоровья всей вашей семье!
Мирослава Панасенко